Открытие ресторана – взгляд юриста

Александр ГРИГОРЧУК

Партнёр юридической компании «GLOBAL LAW», успешно консультирующей ресторанный бизнес уже более 5 лет

При запуске любого бизнеса всегда нужно понимать риски, и ресторанный — не исключение. Поэтому прежде чем арендовать или покупать помещение под ресторан мы с коллегами советуем его проверить — уточнить у собственника наличие всех необходимых документов.

Проверять в данном случае нужно действительно всё. Начиная от документов, которые подтверждают право собственности на помещение, заканчивая договорами на предоставление коммунальных услуг.

Часто бывает так, что взяв помещение в аренду, рестораторы (обычно, начинающие) не проверяют даже самое простое: например, является ли здание, в котором они хотят открыть ресторан, памятником архитектуры. Это притом, что рестораны в большинстве своём открываются в центре города, где таких домов предостаточно.

Представьте искреннее удивление ресторатора, когда оказывается, что ремонт в выбранном им помещении необходимо согласовывать с органами культуры, или в этом помещении вообще запрещено открывать ресторан.

Отдельный пример — новые дома. Решившись на покупку или аренду помещения в них, нужно проверить, введено ли здание в эксплуатацию и присвоен ли ему почтовый адрес, поскольку получить разрешительные документы на дом без адреса не получится.

Мы с коллегами советуем проверять действительно все документы: не только те, которые подтверждают право собственности на помещение, но и касающиеся его фасада, договора на коммунальные услуги и т.д.

В помещении может не быть электропитания нужной мощности, а увеличить его будет проблематично, или у собственника не будет договора с водоканалом на поставку воды в помещение, а заключение такого договора вместе с получением и выполнением технических условий для ресторанов может обойтись в крупную сумму.

Отдельная история с фасадами помещения: получение всех нужных для его изменения согласований занимает от 3 до 6 месяцев, так что не спешите сами и притормозите в этом вопросе дизайнера.

Хуже, если вы возьмете в аренду или купите помещение с уже измененным фасадом: без согласования этих изменений нельзя получить разрешение на размещение вывески на измененных элементах фасада.

Городские власти предъявляют много требований к формату вывесок (размер, цвет, исполнение и т.д.), и при получении разрешений можно столкнуться с необходимостью также оформлять согласования в Министерстве культуры, местном управлении культурного наследия либо организациях, на балансе которых находится здание. Причем многое в данном случае будет зависеть от того, где находится здание ресторана: возможно, это охранная зона или памятник архитектуры.

Если же вы захотите разместить возле ресторана летнюю террасу, то при ее установке необходимо соблюдать базовые требования: проход для пешеходов должен оставаться не меньше 1,8 метра, а расстояние до перекрестка должно составлять как минимум 20 метров. Это далеко не все требования, но эти два я бы назвал основными.

Если же вы хотите сделать свою террасу круглогодичной (всесезонной), не поленитесь проверить, какие городские коммуникации расположены там, где вы планируете ее разместить. Ведь от этого будет зависеть, с кем придется согласовывать её размещение — облэнерго, водоканал, поставщики телекоммуникационных услуг.

Я советую проверять все вышеперечисленные пункты ещё при выборе помещения и ДО того, как Вы начнете тратить деньги.

В ресторанном бизнесе помещение чаще всего берется в аренду, поэтому логично переложить получение недостающих документов и заключение договоров на поставку коммунальных услуг на арендодателя. Другое дело, что не каждый владелец готов этим заниматься.

Как правильно оформить ресторанный бизнес — решать только вам, я просто хочу обратить внимание на то, что оформлять имущество ресторана и вести свою операционную деятельность желательно через разных субъектов хозяйствования. В таком случае вы, как минимум, застрахуете себя от того, что в случае некорректного ведения хозяйственной деятельности ваше имущество никто не конфискует.

Учитывайте, что при открытии заведения в жилом доме желательно изначально произвести замеры шума. Заказать такую услугу можно в специальных лабораториях Госпродпотребслужбы, стоимость ее небольшая, и в дальнейшем, как показывает практика, эти данные вам обязательно пригодятся.

Обязательно проведите официальную проверку на тождество и сходство названия ресторана с уже зарегистрированными торговыми марками или теми, которые находятся в процессе регистрации. Это нужно сделать хотя бы для того, чтобы в один прекрасный день вам не запретили использовать бренд, в развитие которого вы вложили немалые деньги.

Я настоятельно рекомендую регистрировать торговую марку — слишком много хороших успешных проектов в нашей стране подвергаются плагиату, с которым можно и нужно бороться. Правильно зарегистрированная торговая марка — один из рычагов, который в этом поможет.

Не менее важным будет вопрос оформления разрешений на проигрывание музыки или трансляцию видео в заведении, например, футбольных матчей. Такие разрешения выдает собственник прав или организация коллективного управления авторскими и смежными правами, которая взимает плату в интересах собственников. Подобных организаций более чем достаточно, необходимо просто выбрать ту, у которой есть права на музыкальный или видео контент, который вам интересен. Я не советую игнорировать подобное разрешение из-за размера штрафов, которые могут быть применимы: в моей практике самый большой штраф, который хотели взыскать за незаконное проигрывание 12 музыкальных произведений, составлял около 815 000 гривен.

Все вышеперечисленное является юридическим минимум того о, чем нужно знать любому ресторатору. Надеюсь, мои советы помогут вам не наломать дров при открытии своего ресторана и смогут сэкономить ваши деньги.

Источник: журнал «Отельер & Ресторатор» №3 (59), июль 2017