Александр Григорчук о правовых особенностях открытия ресторана (согласования, разрешения и прочая волокита)

Начиная любой бизнес, его учредители прежде всего думают о том, как бы получить от него максимальную прибыль. И лишь потом они вспоминают о юридической части его составляющей. Рестораторы в данном случае тоже не исключение.

Например при открытии ресторана, помимо вкусной кухни, гостей наверняка захотят удивить дизайном самого заведения. При этом мало кто решит проверить, можно ли этот самый дизайн в помещении менять. Ведь открыть свой ресторан хочется, конечно же, в центре города или как можно ближе к нему. А тут, как показывает практика, зданий — памятников архитектуры хоть отбавляй. Не исключено, что и выбранное вами помещение окажется таковым. При этом в нём может быть четко регламентирован цвет стен или особенности отделки. Что уже говорить о проблеме согласования каких-либо изменений!
Отдельный вопрос — новые здания. При выборе такого помещения нужно обязательно проверять правильность их введения в эксплуатацию и факт получение почтового адреса. Ведь на дом без почтового адреса разрешительные документы (те же лицензии) получить не выйдет. Поэтому всем, кто хочет заняться ресторанным бизнесом, я советую начать с проверки документов на помещение. Конечно, всех разрешений и согласований у собственника может и не быть, но вы хотя бы сами должны понимать, чего не хватает и во что вам это обойдется. Причем проверять необходимо действительно всё: начиная от документов, подтверждающих право собственности на помещение, и заканчивая договорами на предоставление коммунальных услуг. Так, не исключено, что электросеть помещения может быть не рассчитана на мощность подключаемых вами электроприборов. Или у собственника не заключен договор с водоканалом на поставку воды в помещение. А подписание такого договора вместе с получением и выполнением технических условий под ресторан может обойтись в довольно внушительную сумму — 1 000 000 гривен.

Никогда не спешите менять фасад здания или заказывать вывеску. Б отношении согласования всех разрешительных документов на изменение фасада — это довольно долгая процедура, которая может занять от 3 до 6 месяцев. Что же касается вывесок, то помимо того, что это ещё более сложно и долговременно, получить документы на что-либо вам не дадут. В том же Киеве городские власти выдвигают много требований к формату вывесок (размер, цвет, исполнение и т.д.). А при получении разрешений на них можно столкнуться с необходимостью также оформлять согласования в Министерстве культуры, местном управлении культурного наследия либо организациях, на балансе которых находится здание. Многое в данном случае будет зависеть от того, где оно расположено. Возможно, это охранная зона или такое здание является памятником архитектуры. Нюансов, связанных с вывесками, действительно много.

Если вы хотите сделать возле ресторана летнюю террасу, обязательно учитывайте, что при ее установке ширина прохода для пешеходов должна составлять не меньше 1,8 метра, а расстояние до перекрестка — как минимум, 20 метров. Правда, это далеко не все требования, которые выдвигаются законом для размещения террас. Но эти два я назвал бы основными. Если же террасу вы захотите сделать круглогодичной, то не поленитесь проверить, какие городские коммуникации расположены под тем местом, где вы планируете её устроить. Ведь от этого будет зависеть, с кем придется согласовывать её размещение. Это все то, что я бы советовал проверить изначально при выборе помещения для ресторана. Дальше перед вами встанет вопрос, как правильно оформить свой ресторанный бизнес. Я сейчас не буду советовать какую-то определенную схему работы, связанную с налогами. А больше хочу обратить внимание на то, что оформлять имущество ресторана и вести операционную деятельность желательно через разные субъекты. Так вы застрахуете себя от того, что в случае некорректного ведения хозяйственной деятельности ваше имущество кто-либо заберет.

Отдельно стоит рассматривать договор аренды помещения. Получение отсутствующих документов на него целесообразно указывать в договоре как обязанность его собственника. Другой вопрос, как это правильно аргументировать. С регистрацией кассовых аппаратов (РРО) и получением лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями большой проблемы нет, поэтому отдельно на них нет смысла останавливаться. Точно также обстоит дело и с получением разрешений МЧС и СЭС. Правда, сейчас это называется регистрацией декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности и регистрацией мощностей оператора рынка пищевых продуктов соответственно. Кстати, последнее — относительно недавнее нововведение, за неосуществление которого предусмотрен довольно-таки большой штраф в размере 70 000 гривен. Помимо этого учитывайте, что при открытии вами заведения в жилом доме желательно сначала произвести измерения уровня шума. Заказать подобную услугу можно в специальной лаборатории Госпродпотребслужбы. При выборе названия ресторана необходимо его проверить. А именно: провести официальную проверку на тождество и сходство названия с уже зарегистрированными торговыми марками или теми, что находятся на стадии регистрации. Во-первых, это нужно сделать хотя бы для того, чтобы в один прекрасный день вам не запретили использовать бренд, в развитие которого вы вложили немалые деньги. Во-вторых, это даст вам понять, сможете ли вы зарегистрировать такую торговую марку сами или нет. А регистрировать ее я действительно всем рекомендую. Так как много успешных и хороших проектов в нашей стране подвергаются плагиату, с которым можно и нужно бороться. Правильно зарегистрированная торговая марка — один из рычагов, который в этом поможет.

Также актуальным будет вопрос оформления разрешений на проигрывание музыки или трансляцию видео в заведении (тех же футбольных матчей например), поскольку всё это проходит в коммерческих целях. Дать его может вам собственник прав или организация коллективного управления авторскими и смежными правами, которая взимает плату за это в интересах собственников. Не получать такое разрешение я бы не советовал. Опять же из-за штрафных санкций, которые могут быть применимы к нарушителю. Самый большой штраф в моей практике, который хотели наложить, составлял около 815 000 гривен за незаконное проигрывание 12 музыкальных произведений. Вышеперечисленные юридические нюансы являются минимумом того, о чем любому ресторатору нужно знать и помнить при открытии заведения. Надеюсь, что даже в таком кратком описании они будут полезны и помогут не наломать дров при открытии ресторана, а также сэкономить ваши деньги.

Управляющий партнер юридической компании «Global Law» Александр Григорчук для журнала «Ресторатор» #7-8 (145)/2017.